Давно замечено, что люди, которые играют на различных музыкальных инструментах, намного быстрее и острее в своих реакциях на окружающий мир, чем обычный обыватель. Почему? Да потому, что музыка заставляет работать ваш мозг значительно скорее!
Тщательные научные исследования в этом направлении показали, что игра на музыкальных инструментах с самого детства изменяет в лучшую сторону структуру мозга и его способность функционировать эффективно. В феврале прошлого года по заказу научно-популярного канадского журнала «Мозг и Познание» в национальном университете Монреаля (провинция Квебек) было проведено специальное тестирование студентов и преподавателей. Целью исследования было сравнение ментальных способностей тех из них, которые постоянно (с раннего возраста) играли на музыкальных инструментах, а также тех, которые к музыке никогда не имели никакого отношения.
Результаты исследований показали, что умение играть помогает поддерживать мозг в отличной рабочей форме, и эта тенденция не меняется даже с возрастом. Более того, практическое увлечение музыкой позволяет успешно бороться со многими аспектами снижения когнитивных способностей в более зрелом возрасте.
«С возрастом время реакции людей на происходящее заметно увеличивается» — говорит ведущий автор упомянутого исследования, кандидат наук по биохимии Саймон Лэндри, — «Поэтому, если нам известно, что музыкальные инструменты помогают с этим нежелательным явлением справляться, то почему бы разумно не воспользоваться подобным знанием. Мы только теперь начинаем осознавать, насколько многогранным в контексте воздействия на мозг человека может быть обычное обучение музыке».
Отдельно было проведено локальное исследование, где сравнивалось время реакции 19-ти студентов, не имеющих отношения к игре на музыкальных инструментах, и 16-ти студентов-музыкантов, которые занимались музыкой не менее 7 лет. Среди последних были виолончелисты, ударники, скрипачи и арфисты.
Каждый участник эксперимента находился в отдельной изолированной от внешнего мира комнате, где ему было предложено одну руку держать на мышке компьютера, а вторую – на маленькой коробочке, которая время от времени вибрировала. Когда студент ощущал вибрацию, он должен был тотчас нажимать клавишу на мышке. То же самое они должны были делать, когда слышали звуковой сигнал или и то, и другое. При этом каждая стимуляция была повторена 180 раз.
Как и предполагалось, студенты-музыканты по сравнению с немузыкальной аудиторией реагировали на тактильные и аудиальные стимуляции существенно быстрее.
Лэндри утверждает, что это стало возможным, потому как мозг человека, обученного играть на музыкальных инструментах, имеет более «тренированную» связь с различными чувствами. Например, виолончелист не только ощущает свой палец на струне, но и следит за качеством звука, который он производит, когда эту струну трогает.
«Такая продолжительная тренировка чувств в процессе воспроизведения музыки желаемого уровня восприятия ведет к увеличению проходимости нейронных путей, ответственных за передачу всей необходимой чувственной информации» — считает Саймон Лэндри. – «Кроме того, вынужденные использовать синхронно различные чувства длительное время, музыканты тем самым постоянно уменьшают время решения различных многофункциональных задач, связанных с игрой, соответственно их мозг при этом работает скорее».
Перед этим группа ученых во главе с Лэндри изучала процессы создания мозгом музыканта чувственных образов. Оба исследования помогли понять, почему мозг музыканта лучше интегрирован для быстрейшего и лучшего восприятия чувств. Вместе с тем, чтобы серьёзно обсуждать терапевтический аспект обучения музыки, необходимо проведение дальнейших, более углубленных экспериментов.
Тем не менее, уже теперь можно смело говорить о том, что систематическая игра на музыкальных инструментах воздействует на многие способности человека, помимо музыкальных. О положительном влиянии музыки на здоровье человека было известно очень давно, но только теперь мы начинаем понимать, насколько близко мы подошли к практическому пониманию этой проблемы.
Добавить комментарий