Происхождение термина «вегетарианство» неизвестно. Самое раннее его появление в письменном виде связывают с американской актрисой Фанни Кембл – найдено в ее записках за 1839 год в штате Джорджиа. Сама практика вегетарианства, как известно, появилась в Древней Индии между четырьмя и тремя тысячами лет до нашей эры. Ранние вегетарианцы древнеиндийские философы Махавира и Ахариа Кундакунда, поет Сирувалувар, императоры Чандрагупта Мауриа и Ашока, древнегреческие философы Пифагор, Эмпедокл и Теофрастус, древнеримский поет Овидий, а также известные древнеримские философы Плутарх, Плотин, Сенека младший, Порфирий – все они придерживались в жизни правила не употреблять пищу животного происхождения. Их аргументация строилась на поддержании собственного организма в здоровом состоянии, переселении душ, благополучии животных и известном утверждении Порфирия в его философском труде «О воздержании от животной пищи» (De Abstinentia ab Esu Animalium) «если справедливость заслужил человек, то его заслужило и любое другое живое существо».
Вегетарианство стало утверждаться, как общественное движение, в начале XIX века одновременно в Англии и США. В 1813 году поет Перси Шелли написал статью под названием «В защиту натуральной диеты», где делал акцент на «полном отказе от употребления животной пищи и спиртных напитков», а в 1815 году британский врач Уильям Лэмб заявлял, что его «диета, состоящая лишь из воды и овощей» лечит любые, известные человечеству, заболевания — от туберкулеза до угрей. Лэмб был уверен, что животная пища является для человека не чем иным, как «привычным раздражителем», а также утверждал, что молоко и производные от него следует относить к продуктам животного происхождения в той же степени, что и мясо, поэтому они «должны, в равной мере, либо остаться в диете человека, либо пасть». В Америке в тридцатых годах XIX столетия стала популярной диета Сильвестра Грэхема, состоящая, в основном, из фруктов, овощей, воды и хлеба, испеченного по старинке – из муки грубого помола (Грэхем молол ее у себя дома на каменных жерновах). Наконец, приблизительно в тоже время было создано несколько веганских сообществ: в 1834 году в Массачусетсе Амосом Бронсоном Элкоттом, отцом знаменитой американской романистки Луизы Мэй Элкотт, и в 1838 году в Англии Джеймсом Пьерпонтом Гривзом было организовано общество веганов «Элкотт Хаус».
В 1843 году члены Элкотт Хауса под руководством Софии Чичестер, которая внесла немалый вклад (в том числе, денежный) в его развитие, создали Британское и зарубежное общество для продвижения идей гуманизма и воздержания от животной пищи. Благодаря активной поддержке и при участии Элкотт Хауса в Лондоне также появилось Британское вегетарианское общество.
Лондонская газета «Мэдикал Таймс» писала в 1884 году: «Сегодня известны две основных разновидности вегетарианцев: одна из них существует в более радикальной форме, и ее представители отказываются от любых видов продуктов животного происхождения; к другой же, менее экстремальной, относят себя те вегетарианцы, которые считают возможным употреблять в пищу яйца, молоко и рыбу. К последней, более умеренной и современной разновидности последователей этого образа жизни относят себя члены Британского вегетарианского общества».
Общество выпускало журнал «Вестник вегетарианца», в котором пропагандировало идеи вегетарианства и выносило на обсуждение наиболее острые вопросы, которые поднимали члены БВО. Так в 1851 году на страницах журнала активно обсуждалась тема замены кожаной обуви, которую подняли последователи полного отказа от любых видов эксплуатации животных. С 1910 года на несколько десятилетий вперед журнал стал полем нешуточной битвы между сторонниками и противниками потребления в пищу яиц и молочных продуктов. В том же году увидела свет первая кулинарная книга для веганов «Нет животной пище: два эссе и 100 вегетарианских рецептов», написанная Рупертом Велдоном.
В 1931 году во время своего визита в Лондон Махатма Ганди, который присоединился к БВО и был членом исполнительного комитета, когда жил в Лондоне с 1888 по 1891 год, произнес речь перед членами общества, в которой настаивал на рассмотрении проблематики воздержания от животной пищи, прежде всего, как на вопросе этики, а не здоровья. Своим вступлением он фактически поддержал позицию веганов, хотя в то время сам употреблял в пищу козье молоко. Лакто-вегетарианцы признавали в целом этический аспект веганской доктрины, но считали их диету непрактичной, так как невозможность нахождения веганов в общественных кругах, где отсутствовали пища или предметы неживотного происхождения, могла негативно отразиться на распространении в мире идей вегетарианства. Такой подход к вегетарианству стал доминирующим в БВО, и в 1935 году общество заявило, что оно «поддерживает в целом отказ веганов от молочных продуктов, если это не противоречит понятию целесообразности».
(продолжение следует)
Бои без правил
Об ощущении смерти и силе любви
«Хороший» сахар
Чашка утреннего кофе может подсказать, нуждаетесь ли вы в тесте на коронавирус
Добавить комментарий