На территориях, где когда-то находилось древнеперсидское царство, во времена правления Ахеменидов, начиная с Х столетия до нашей эры, шафран выращивали в Дербене и Исфахане. Там его находили, вплетенным в царские ковры и погребальные саваны. Шафран использовался верующими во время жертвоприношений богам, для приготовления желтой краски, парфюмерии и лечебных средств. Шафраном устилали постели знатных персидских вельмож и добавляли в чай, чтобы избавить их от депрессивных состояний. Шафран, конечно же, использовался в различных блюдах и напитках – считалось, что он обладает свойствами афродизиака. В Древней Персии также были уверены, что шафран может воздействовать на организм человека, как наркотическое средство. Это последнее обстоятельство отпугивало многих осведомленных иностранцев от персидской кухни. В дополнение к сказанному шафран часто смешивали в воде с сандаловым деревом для того, чтобы совершать омовения тела после тяжелой работы под горячим местным солнцем.
Персидский шафран активно использовался армией Александра Македонского во время военных походов – здесь его добавляли в рис и чай. Сам Александр мылся в воде, настоянной на тычинках шафрановых цветков. Он верил, что шафран излечит его многочисленные раны, полученные в боях. Он даже рекомендовал шафрановые ванны своим подчиненным. Греческие солдаты, вернувшиеся после походов в Македонию, продолжали пользоваться шафраном в своей повседневной жизни. Со временем шафран достиг тех территорий, где ныне расположена Турция. Культивирование шафрана было сконцентрировано здесь в районе, называемом «Шафранболу», где до сих пор празднуют день сбора урожая этого цветка.
Шафран играл заметную роль в греко-римский классический период (с восьмого столетия до нашей эры до третьего столетия), хотя первые находки следов использования шафрана на территории Древней Греции археологи относят еще к бронзовому веку. Сбор урожая шафрана можно увидеть на фресках Кносского дворца (второе тысячелетие до нашей эры). На одной из них изображена молодая женщина, собирающая цветки этого растения. Часть упомянутых фресок найдена в Акротири на греческом острове Санторини. Все они датируются периодом 3000-1100 лет до нашей эры. На них можно рассмотреть греческих богов, контролирующих сбор шафрана и производство из него медицинских препаратов. Там же, на одной из фресок, изображается греческая женщина, которая с помощью шафрана лечит кровоточащую рану на своей ноге. Все эти фрески являются первым детализированным отчетом о выращивании и применении шафрана в крито-минойский период. Приблизительно между 1645 и 1500 годами до нашей эры на острове Санторини произошло мощное землетрясение с последующим извержением вулкана. Дворцовые храмы были разрушены, а так называемые «шафрановые» фрески погребены под толстым слоем пепла, что помогло сохранить их в хорошем состоянии до наших дней.
Согласно древним греческим легендам моряки отправлялись в дальние и опасные путешествия, чтобы достичь мифической страны Килии, где по их убеждению выращивался самый лучший шафран.
Благодаря Овидию, до наших дней дошел красивый древнегреческий миф о шафране и любви юноши Крокуса и нимфы Смилакс. Крокус полюбил нимфу всем своим сердцем и всячески ухаживал за ней. Сперва Смилакс это нравилось, и она отвечала юноше взаимностью. Но вскоре она охладела к Крокусу, и однажды привела его к богам, превратившим несчастного в лиловый цветок с оранжевым нутром, символизирующим страстное отношение юноши к Смилакс.
В другом мифе греческий бог науки, торговли и прибыли Гермес полюбил юношу по имени Крокус, которого по недоразумению, то есть случайно, убил. В тот момент, когда кровь юноши пролилась на землю, Гермес превратил ее в цветы.
(продолжение следует)
Об оливковом масле не понаслышке. Часть III
8000 лет с хлебом. Начало
Сальса маонеса и семилетняя война. Часть III
Все о специях. Кардамон. Часть десятая
Добавить комментарий