История чая в Китае. Часть вторая — ранний период.
Великий китайский писатель и ученый времен династии Тан (589-618 г.г. нашей эры) Лу Юй написал первый в мировой истории труд, посвященный чаю, который назывался «Ча Цзин», что можно перевести, как «Классика чая».
Лу Юй родился в 733 году нашей эры. Он был сиротой, и его усыновил буддистский монах из провинции Хубэй. В тот период китайской истории чаепитие в Поднебесной уже было широко установившейся практикой – особенно в буддистских монастырях, поэтому Лу Юй с раннего детства познакомился с этим напитком и полюбил его.
Уже в юном возрасте Лу Юй уделял большое внимание изучению всего того, что было связано с чаем. В какой-то момент он настолько увлекся своими «чайными» исследованиями, что оставил все остальные дела и сосредоточил свое внимание исключительно на этой научной работе, результатом которой стала упомянутая книга.
В «Ча Цзин» Лу Юй подробно описывает все этапы выращивания чайных кустов, сбор и правильную сортировку листьев, оценку различных сортов чая, а также организацию чайной церемонии. Еще при жизни Лу Юй стали называть «чайным мудрецом».
Уместно подчеркнуть, что где-то в это же самое время буддистские монахи познакомили с чайным напитком японцев. Однако история об этом заслуживает отдельного разговора, к которому мы обязательно вернемся в следующий раз.
В тот период китайской истории в Поднебесной было принято собранные чайные листочки обрабатывать паром, молотить и формировать из них брикеты. В таком виде чай в дальнейшем хранился и продавался. В таком же точно виде чай даже иногда выступал в роли эквивалента денег.
В период правления династии Сун (960-1279 г.г.) производство и процесс приготовления чая в Китае претерпели определенные изменения. Сунский чай варьировался в соответствии с быстро меняющимися вкусами царской семьи и дворцовой знати. Его ароматы зависели от различных подходов к сортировке чайного листа, а также от способов его заваривания. Предпочтение отдавалось наиболее удачным сочетаниям первого и второго. Именно тогда во многом сформировались представления китайцев о природе чая, его форме и вкусе, многие из которых не потеряли своего значения и поныне. Например, в тот самый период начали измельчать чай в мелкую пудру.
В тринадцатом веке в Китае был изобретен новый способ обработки чайных листьев. Последние после сбора урожая обжаривались, а затем измельчались. Позже в период династии Мин (1368-1644 г.г.) не ферментированные чайные листья сначала обжаривались и сворачивались, а потом высушивались. Таким способом приостанавливался процесс окисления чайных листьев, из-за которого напиток становился заметно темнее, и сохранялся их зеленый цвет.
В пятнадцатом веке появился чай оолонг, в котором перед обжариванием допускалась частичная ферментация чайного листа. В то же время в европейской чайной традиции, напротив, был в чести полностью окислившийся черный чай, то есть позволялась продолжительная ферментация чайных листов. Желтый чай был создан по чистой случайности в процессе небрежного производства зеленого в период правления династии Мин. Позже он стал цениться дороже последнего.
Производство чая в Китае исторически всегда было процессом трудоемким, во многом связанным с тем, что некоторые сорта чая выращивались в отдаленных, труднодоступных регионах страны. Благодаря изложенным обстоятельствам родилось множество апокрифических историй и легенд вокруг сбора урожая чайных листьев. Согласно одной из таких легенд небольшая китайская деревенька прилепилась к подножию высокой горы с крутыми склонами, на которых росли чайные кусты, а также во множестве водились обезьяны. Когда приходило время сбора урожая, крестьяне дразнили обезьян громкими криками, насмешками и ужимками. Те же, якобы в отместку, бросали вниз охапки чайных листьев. Сегодня вы можете даже встретить чай, на упаковках которого написано, что это «чай, собранный обезьянами», но вряд ли это имеет какое-то отношение к описанному выше экзотичному способу его сбора. Скорее всего это дань существующему мифу. ))
Производство листового чая в Китае получило толчок в 1391 году, когда при дворе вышел указ о том, что этот вид чая можно принимать в качестве податей. Со временем большая часть чая производилась и вымачивалась в целом виде в специальных глиняных горшках.
(продолжение следует)
Все о специях. Корица. Часть IV
Все о специях. Фенхель и его семена. Часть первая
Все о специях. Паприка. Часть десятая
Простые правила для приготовления идеального салата. Часть первая
Добавить комментарий