История чая в Китае. Часть первая — ранний период.
История чая в Китае началась несколько тысячелетий тому назад. Самое раннее свидетельство об этом было найдено в 2016 году в мавзолее Цинь Ши Хуанди, первого императора династии Хань, жившего в третьем веке до нашей эры и известного в истории Древнего Китая, как «великий собиратель земель». Керамическая посуда с остатками чайных листьев, найденная среди прочей утвари в этом захоронении, доказывает, что уже в те времена чай использовали, как напиток (анализ этих остатков дает возможность утверждать, что это был чай сорта Камелия, а также то, что его ранее заваривали). Подданные императора использовали чай в качестве медицинского средства (точное время, когда чай стали пить, как тонизирующий напиток неизвестно).
Впрочем, некоторые китайские историки предполагают, что чай в Поднебесной стали пить много раньше – не позже десятого века до нашей эры. Слово «ту» (современное название чая появилось в Китае лишь в восьмом веке нашей эры), означающее «горькое растение», можно встретить в знаменитой китайской Ши-цзин («Книга песен»), сборнике стихов, написанном предположительно в одиннадцатом-восьмом веке до нашей эры. Хотя не исключено, что этим же словом в тот древний период обозначали не только чай, но также цикорий и гречишник. В «Хрониках Вайянг», древнейшем географическом справочнике, написанном в период правления династии Хань отмечено, что народ Ба из Сычуаня подарил императору Чжоу горшок, наполненный листьями ту. Позже государство Ба и соседнее с ним государство Шу были захвачены Хань, и, как пишет в семнадцатом веке китайский историк Гу Яньу, «только тогда народ Цинь узнал о секретах приготовления ту (то есть чая – авт.)».
Первое известное истории письменное свидетельство заварки чая было обнаружено в трактате периода династии Хань под названием «Контракт для юности», где кроме прочих нравоучений и задач, стоящих перед юношами, значилось: «пусть он купит чай в Вуянь и заварит в кипящей воде, а затем разольет в чашки…».
Из письменных источников эпохи Ганьлу периода правления той же династии Хань нам известно, что чай культивировался на горе Мень в окрестностях Чэнду. Начиная с династии Тан (9-10 век) и до самой династии Цинь (1644-1911 г.г.) каждый год здесь собирали первые 360 чайных листиков и преподносили в дар императору. Даже сегодня зеленый и желтый чай из этих мест считается очень ценным.
Изобретателем первого измельчителя для чайных листов был неизвестный китайский ученый, а первая церемония чаепития была описана в 220 году нашей эры в медицинском тексте «Ши Лун» под авторством Нуа Туо, утверждавшего, что «крепкий чай способствует хорошей работе ума».
Еще одним возможным свидетельством, ассоциирующимся с чаем, является упоминание о нем в письме китайского генерала Ли Ю Куня (династия Цинь), хотя к середине восьмого века во времена династии Тан чаепитие уже было обычной практикой жителей Южного Китая. В этот же исторический период чай широко распространился в Корее, Японии и Вьетнаме.
Говорят, что Лао-Цзы, полулегендарный китайский философ, живший в пятом-шестом веке, сравнивал чай с «пеной из жидкого жадеита» и называл его «незаменимым ингредиентом эликсира жизни».
Легенда гласит, что учитель Лао был настолько опечален моральным разложением в китайском обществе и грядущим упадком династии, что решил отправиться в места, ранее неизведанные, с тем, чтобы больше никогда не вернуться назад. Оказавшись на границе Китая, он встретил таможенного чиновника Иня Хси, который угостил его чаем. За чаем во время разговора с Лао инспектор Инь был восхищен его мудростью и убедил философа, написать книгу для будущих поколений, чтобы они могли воспользоваться мудростью последнего и еще больше прославить Китай в его величии. Так появилось одно из величайших творений мировой литературы и философии «Дао дэ Цзин» («Книга пути и достоинства»).
(продолжение следует)
Все о шампанском. Часть II
Необыкновенная и долгая история чая. Текст десятый
Все о специях. Куркума. Часть V
Все о специях. Пажитник. Часть четвертая
Добавить комментарий