Когда мы (я и Юля) впервые побывали в Таиланде, первое, что бросилось в глаза, так это стоящие возле каждого входа в жилище на невысоком (в две трети человеческого роста) резном столбе и очень напоминающие игрушечные домики – и своим малым размером и наивной аляповатостью архитектуры – странные сооружения в виде своеобразных пагод с открытой взору прохожих внутренней частью. Тайцы называют их «санпрапум» и строят для духов – «прапумтьяути». В одном таком санпрапуме по замыслу устроителя может жить один или несколько духов, которые охраняют дом его владельца, а также территорию вокруг этого дома. Они, подобные сооружения, роскошно украшены позолотой и расписаны яркими, веселыми красками – чем богаче хозяин, тем больше позолоты и полудрагоценных каменьев на санпрапуме. На «крыльце» возле каждого такого домика с духами традиционно всегда стоят свежие цветы, вода, курительные палочки – маленькое ежедневное подношение тайской семьи своим защитникам и покровителям.
Такого количества духов, существование которых официально признано тайской религиозной доктриной (хм, это я так заумно о буддизме), как у этого народа я не встречал ни в одной стране мира. Благодаря им культура Таиланда во многих своих аспектах носит ярко выраженный мистический характер. А в буддизм местного разлива интегрированы многочисленные тайские легенды и сказания или, если хотите, попросту сказки. На многих установлениях откровенно мистического характера построена и местная кухня – начиная от сочетания ингредиентов в тайских блюдах, а также способов их приготовления, и заканчивая ритуалом принятия пищи.
Тайские духи обычно именуются собирательным термином «фи». Подавляющая их часть ведет ночной образ жизни, за исключением хорошо известного Прета (часто описывается, как огромный, «размером с пальмовое дерево» дух, который страдает от постоянного недоедания из-за того, что у него слишком маленький рот).
Тайских духов можно обнаружить в самых разных местах: в домах (в частности, в заброшенных), на определенных деревьях, на кладбищах вблизи буддистских храмов. Некоторые из них, предпочитающие жить в горах и в лесах именуются, соответственно, «Фи Хао» и «Фи Па». Женские духи населяют, как правило, деревья, и их величают «Нанг Маи» (госпожа дерева).
К наиболее известным тайским духам относятся:
«Чао Кам Наи Вень» — дух, который насылает на человека заболевания в виде наказания за неправедные поступки;
«Хун Файон» — владеет черной магией, которой могут воспользоваться люди;
«Хвай Цану» — владеет африканской магией Вуду, многие тайцы сравнивают его с дьяволом и считают его духом разрушения;
«Краханг» — духи, летающие по ночам;
«Красу» — дух в виде женской головы со свисающими внутренностями;
«Куман Цонг» — духи маленьких детей, души которых были захвачены черными колдунами вуду,
и многие-многие другие. Только в этой наиболее распространенной категории тайских духов я насчитал сорок одну мистическую сущность. А в целом (вместе с многочисленными второстепенными духами) этот список получится в разы больше.
Все духи в тайской культуре чаще всего ведут себя доброжелательно по отношению к людям. Многие духи имеют свои собственные святыни, алтари и так далее. Наиболее важным из них в тайском пантеоне посвящены целые храмы. Таковым является Ма Нак Фра Ханонг, которому возвели большой храм в Бангкоке, столице Таиланда. С этим же духом связана самая знаменитая история в эпосе тайского народа. На основе этой истории еще в 1959 году был снят фильм, вслед которому было создано еще несколько киноверсий этого же эпоса.
С буддизмом и тайской мифологией неразрывно связана вся местная кухня, что придает ей определенный мистицизм, а каждое блюдо зачастую превращает не только в произведение искусства, как это часто случается под руками местных поваров, но и в короткий философский трактат. Ибо еда для тайцев – это не столько удовлетворение физиологических потребностей, сколько мировоззрение…
Вот теперь с чистой совестью и чувством частично выполненного долга (частично, потому, что есть много такого, о чем я еще вам не рассказывал об этой удивительной стране) можно перейти к пряному супу с нежным кокосовым молоком.
Количество ингредиентов рассчитано на 2-4 порции (чашка 300 мл).
Ингредиенты:
- 50 грамм сушеных белых грибов (замочить в двух литрах горячей питьевой воды и оставить при комнатной температуре на 1 час)
- 200 грамм шиитаке (если гриб крупный, порезать пополам или на четыре части)
- 1 маленький лук-порей (порезать тонкими кольцами только белую часть)
- 2 зубка чеснока (почистить и подавить ножом)
- 1 маленький свежий перец чили (семена удалить, порезать тонкими кольцами) – для подачи
- Пол чайной ложки пасты чили
- 1 см свежего корня имбиря (почистить и натереть)
- Пол палочки лемонграсса (слегка разбить кулинарным молотком)
- 200 мл кокосового молока
- 1 столовая ложка соевого соуса
- 1 чайная ложка ворчестерского соуса
- 1 чайная ложка рыбного соуса
- Свежевыжатый сок половины лайма
- 1 столовая ложка меда
- Щепотка молотой корицы
- Молотый мускатный орех на кончике ножа
- Растительное масло
Приготовление:
- Для начала отбрасываем на дуршлаг белые грибы и тщательно промываем под проточной водой. Настоявшуюся на грибах воду, процеживаем через один слой марли и резервируем для бульона.
- Нагреваем в сотейнике растительное масло вместе с медом и обжариваем в нем чеснок. Когда он начнет пахнуть, добавляем лук и хорошо его подрумяниваем.
- Затем всыпаем шиитаке, белые грибы и готовим их на среднем огне 8-10 минут, время от времени помешивая, чтобы не подгорели.
- После этого вливаем литр грибного бульона, кокосовое молоко, сок лайма, соевый, рыбный и ворчестерский соусы. Добавляем имбирь, лемонграсс, пасту чили, корицу и мускатный орех. Уменьшаем огонь до слабого и тушим 10-12 минут.
- Выключаем огонь и даем немного остыть. Достаем лемонграсс и перекладываем смесь в чашку для блендера. Перебиваем до однородной нежной массы, а затем перетираем через сито. Пробуем на соль. При необходимости добавляем еще немного соевого соуса.
- Готовый суп разливаем по сервировочным чашкам, украшаем кольцами перца чили и подаем к столу теплым.
Добавить комментарий