Англичане оказались в авангарде тех, кто увидел в свойстве шампанского вырабатывать пузырьки положительную тенденцию и пояснил происходящее с точки зрения науки. В начале 1662 года британский химик Кристофер Мерет написал детальный отчет о том, как добавление сахара перед закупориванием бутылок может практически любое вино заставить пузыриться. Этот опус был одной из первых попыток научного объяснения процессов брожения вина на основе сахара. В этом труде также упоминались британские купцы, ранее, чем кто-либо другой, включая виноделов из Шампани, понявшие ценность игристого шампанского и предпринявшие шаги по его осознанному промышленному производству. Одновременно, успехи англичан по производству бутылок из более прочного стекла (в частности, благодаря усилиям английского бизнесмена и изобретателя хрусталя Джорджа Рэйвенскрофта) позволили без особого риска сохранять шампанское в течение довольно длительного периода времени.
Популярность шампанского в Англии стабильно росла. В 1663 году известный поет Самуэль Батлер в своей поэме Гудибрас упоминает «живое» (пенистое) шампанское. В популярной пьесе британского драматурга Джорджа Фаркьюхара «О любви и бутылке» главный герой произносит длинный и чувственный монолог о пузырьках, бегущих струйками в бокале с шампанским. С открытием игристого вина в Лондоне, его начинают замечать королевские дворы других европейских стран – среди них и Франция, где до сих пор считали появление пузырьков в вине браком.
В 1715 году, следом за кончиной Людовика XIV, его племянник Филипп II, герцог Орлеанский, становится регентом Франции. Герцог, являясь большим любителем игристого варианта шампанских вин, регулярно подает их на своих «petits soupers» (маленькие ужины) в Пале-Рояле. Пузырящееся шампанское становится модным в Париже: оно появляется в ресторанах, а также в домах парижской знати. Все хотят подражать герцогу Орлеанскому.
Многие производители спокойных вин в Шампани переключаются на игристое шампанское, чтобы удовлетворить растущий спрос на него и заработать на этом неожиданном и странном для них увлечении французского дворянства побольше денег.
В течение восемнадцатого века в Шампани открывается целый ряд домов по производству шампанского. Вскоре они начинают доминировать в регионе, так как в отличие от монастырей, имеющих лишь собственные небольшие виноградники и потому ограниченных в производстве вина, скупают виноград для своих нужд, где только могут – в первую очередь, у хозяев множества частных виноградников. В это время появляются такие всемирно известные брэнды, как Moët & Chandon, Louis Roederer, Piper-Heidsieck и Taittinger.
Несмотря на оглушительный успех игристого вина, производство спокойных, бледно-розовых вин в Шампани все еще занимает 90% всего местного рынка. Буржуазная революция во Франции и последовавший за ней период правления Наполеона временно снизили популярность шампанского. В целях уберечь многих своих клиентов от гильотины, французские дома шампанских вин именуют их теперь «горожанами». Многие представители дворянства эмигрируют за границу, и поставщики шампанского внимательно отслеживают их путь, чтобы ящики с их продукцией проследовали за беглецами.
Во время наполеоновских войн большинство европейских портов довольно часто бывали закрыты или заблокированы. Торговые агенты французских домов, производящих шампанское, часто пускались в немыслимые авантюры, дабы доставить ящики с вином адресату… Когда Наполеон вторгся в Россию основатель известного шампанского дома Чарльз-Генри Хайдсек лично, верхом на коне, двигался в авангарде императорской армии, сопровождая обоз с шампанским собственного производства Пайпер-Хайдсек брют. В любой момент он был готов вести бизнес с теми, кто одерживал победы – то ли со своими земляками, то ли с русскими гусарами. После поражения императора Наполеона, Шампань была некоторое время оккупирована русскими войсками. Вся сельскохозяйственная, в том числе, винная продукция, которую производила эта область в период оккупации подлежала конфискации в пользу русских: подвалы с шампанским опустели в первую очередь…
Когда известная всему миру вдова Клико (Veuve Clicquot Ponsardin) лишилась всех своих запасов шампанского, она произнесла историческую фразу: «Сейчас русские пьют, а завтра начнут платить». Эта фраза Клико Понсардэ оказалась пророческой, потому что все следующее столетие, до самых революционных событий 1917 года, Россия была вторым по величине потребителем шампанского в мире.
(продолжение следует)
Все, что вам необходимо знать о трюфелях. Часть III
Необыкновенная и долгая история чая. Текст пятый
Краткое кулинарное руководство к использованию зелени. Часть пятнадцатая
Некоторые соображения по поводу увеличения количества фруктов в рационе вашего питания. Часть вторая
Добавить комментарий