Давным-давно растения горчицы собирали скорее в медицинских целях, чем для использования в кулинарии. В шестом веке до нашей эры греческий философ Пифагор из Самоса, оказавший заметное влияние на научные взгляды Платона и Аристотеля, применял горчицу как средство от ядовитого жала скорпиона.
Чуть более ста лет спустя Гиппократ из Коса, известный также как Гиппократ II, величайший врач, считающийся одной из наиболее значимых фигур за всю историю существования мировой медицины и совершенно заслуженно названный отцом западноевропейского врачебного дела, использовал семена и зелень горчицы для составления различных лечебных отваров и мазей. Например, в качестве эффективного снадобья от зубной и других видов боли он рекомендовал прикладывать к больному месту горчичные компрессы.
В Библии Иисус из Назарета рассказывает притчу о горчичном семени, сравнивая его с верой и царствием божьим. В частности он говорил своим ученикам: «Царство небесное — словно зернышко из множества семян горчицы. Оно меньше самого маленького семени в мире. Но если его посадить в землю, это зернышко прорастает и становится более всех остальных садовых растений – с такими большими ветвями, что в его тени могут вить гнезда птицы».
В Индии самые ранние упоминания о семенах горчицы можно встретить в одной из поучительных историй, рассказанных принцем Сиддхартхой, основателем буддизма, жившим в пятом-четвертом веках до нашей эры и более известным в миру как Будда Шакьямуни, Гаутама Будда или попросту Будда. В ней великий индус повествует о скорбящей матери (Киса Готами) и горчичном семени. Когда мать потеряла своего единственного и горячо любимого сына, она принесла его тело Будде, дабы он воскресил его. На что Будда попросил ее принести пригоршню горчичных зерен из семьи, которая никогда не переживала потерю собственных детей, любимых, родителей или близких друзей. Когда опечаленная своим горем женщина так и не смогла найти в своей деревне такие семьи, она, наконец-то, поняла, что смерть побывала в каждом доме, и ее желание оживить сына – не что иное, как слепой эгоизм. Также Будда поучал: «Если некто начнет каждые сто лет брать по одному зернышку из семимильного куба, наполненного семенами горчицы, то к тому времени, как придет черед последнего зернышка, мир все еще будет на месте, а мировой цикл будет продолжаться». Говоря языком цифр, это значит следующее: если принимать средний размер горчичного зерна около трех миллиметров в диаметре и брать по одному каждые сто лет из куба со стороной семь миль, то для опорожнения последнего понадобится девятьсот тридцать шесть триллионов лет, а это возраст Вселенной, помноженный в шестьдесят восемь миллиардов раз!
Иудейские тексты сравнивают известную нам Вселенную с размером горчичного зерна, подчеркивая тем самым значимость такого важного для человечества качества как смирение. Ведущий иудейский ученый философ, каббалист и толкователь библии Моше бен Нахман или Нахманид, живший в двенадцатом-тринадцатом веках сначала в Испании, а затем в еврейской коммуне в Иерусалиме, подчеркивал, что наша Вселенная необыкновенно расширилась с момента ее сотворения, тогда как в упомянутой событийной точке ее размер был подобен горчичному зерну.
Согласно Хадису, своду историй о деяниях и высказываниях пророка Мухаммада, последний учил мусульман: «Тот, в сердце которого есть хоть горчичное зернышко гордыни, никогда не попадет в Рай».
В Коране также упоминается семена этого растения: «И в день воскресения мы установим весы правосудия, дабы ни одна душа не была осуждена несправедливо. И если будет там (даже) нечто весом с горчичное зерно, да учтется это. Ибо мы опытные счетоводы…» И далее: «О, сын мой, истинно говорю тебе, если неправота будет весить как горчичное зерно в горе или (где угодно) в небесах или на земле, Аллах увидит это, ибо Аллах — Всевидящий и Всезнающий».
(продолжение следует)
Знакомьтесь, бальзамический уксус из Модены. Парте кватро
Все о специях. Тмин. Часть II
Все о специях. Барбарис. Часть III
Все о специях. Кардамон. Часть четвертая
Добавить комментарий