
Чай в Корее. Корейская чайная церемония Дарие.
Первое письменное упоминание в истории чая в Корее о подношении чайного напитка древнему богу датировано 661 годом нашей эры. Речь идет о духе легендарного царя Суро, основателя корейского царства Кымгван Кая (42-562 г.г.) Другие тексты из раннего средневековья, появившиеся в период династии Корё (918-1392 г.г.) также свидетельствуют о том, что в корейских буддистских храмах подносили чай духам почитаемых монахов.
В период династии Чосон (1392-1910 г.г.) императорский двор и корейская аристократия использовали чайные церемонии для ординарных обрядов. Так называемый ежедневный чайный обряд был, по сути, обычным дневным чаепитием. В то время как «специальный чайный обряд» служил для особо торжественных случаев. К концу исторического периода упомянутой династии к чайным церемониям присоединились простолюдины, которые использовали их (в основном по примеру из китайского текста Чу Си «Семейный этикет», для поминовения предков).
Обычным делом для проведения чайных церемоний была каменная посуда. Часто также использовалась керамика, а вот фаянсовые чайные сервизы (особенно, так называемые императорские – с драконами) были большой редкостью и стоили очень дорого. Наиболее распространенным видом чая, который использовался в корейской чайной церемонии, был черный чай, спрессованный в виде лепешки, эквивалентный по форме и вкусу китайскому пуэру, до сих пор пользующемуся в Поднебесной большой популярностью. Однако буддистские монахи завозили в Корею все новые сорта чая, менялась также и сама чайная церемония. В Корее появились такие новые и сразу же ставшие популярными виды зеленого чая, как «чаксол» (переводится, как «воробьиный язычок») и «чун-но». Кроме того, были широко распространены «чонхачун» и «учон», а также местные чаи: из цветков хризантемы, из листьев хурмы. Последние, как правило, носили сезонный характер.
Корейская чайная церемония Дарие (茶禮) – традиционная и широко распространенная форма чаепития среди корейцев. Дословно «дарие» можно перевести, как «чайный этикет» или «дневной обряд чаепития». Корейские историки считают, то Дарие уже более тысячи лет. Главной особенностью корейской чайной церемонии является получение удовольствия от естественного вкуса чая в как можно менее формальной обстановке.
Важные национальные ритуалы, сопряженные с чаепитием, проводились во время заседаний правительственных чиновников или так называемого табанга. По крайней мере, одна из таких чайных церемоний описана в Официальной истории Корё, где речь идет о приёме при императорском дворе китайского посланника.
В период династии Чосон ритуальные чаепития продолжались, а сама чайная церемония развивалась и получала все новые черты. Чайную церемонию «табанг» могли назначать и проводить только члены императорской семьи.
Все виды чайных церемоний (а в Корее их было известно пять) кодифицировали в 1474 году в документе, который назывался «Пять национальных обрядов».
Чай в Корее выращивали всегда иначе, чем в Китае или Японии, из-за особенностей местного климата. Дело в том, что в Корее в целом холоднее, чем в упомянутых странах, поэтому сезон сбора чайных листьев здесь всегда начинался ближе к концу зимы перед самой весной. В этот период в горах, где в основном располагались чайные деревья, было все еще очень холодно, а к тому же небезопасно, так здесь водилось много диких животных. В древности это обстоятельство приносило немалые хлопоты сборщикам чая в Корее.
Кроме того, в краях, где на корейской земле традиционно росли чайные деревья, также сажали зерновые. Сбор урожая чая и зерновых по времени совпадают, но чай во все времена считался более приоритетной культурой, потому как приносил в корейскую казну немалые доходы. Сборщики чая всегда платили императору немалый налог. Так было до тех пор, пока крестьяне, собиравшие чайные листья, не взбунтовались и в знак протеста не сожгли все чайные деревья. Это случилось в конце эпохи Корё.
Табанг всегда поддерживал выращивание чая в стране, но ограничивал количество плантаций, чтобы сохранить сельскохозяйственный баланс с другими не менее важными культурами. До сих пор чайные деревья растут в Корее на ограниченной территории в гористой местности.
(продолжение следует)
Добавить комментарий