В период Хэйана чай в Японии производился в форме небольших брикетов, которые назывались «данча» (япон. -団茶). Это была стандартная форма хранения и продажи чая, принятая в Китае во времена правления династии Тан. Первая полная монография о чае «Классика чая» (автор Лу Юй), о которой я упоминал в прошлых публикациях об истории чая, была написана за несколько десятилетий до появления японских монахов Кукай и Сайтё в Китае. Кроме того, что Лу Юй подробно описал в ней всю процедуру пропаривания, обжаривания и прессования чая, он также дает точные рекомендации о том, как перемалывать чайные листы в пудру. Впоследствии именно этот метод обработки чая был использован при производстве популярного в Японии чая «матча» («маття»).
Эйсай и популяризация чая в Японии.
Монах Эйсай, основатель японской школы дзен-буддизма Риндзай, живший в 1141-1215 годах, является одним из наиболее известных и активных популяризаторов чая в Японии. Когда в 1191 году Эйсай совершил путешествие в Китай, он вернулся оттуда с семенами черного чая, которые посадил на острове Хирадо, а также в горах Кюсю. Часть этих семян он передал Мёэ, настоятелю храма Козан-дзи в Киото. Мёэ посадил семена чая в Тогане и Юдзи, которые со временем превратились в крупнейшие плантации чая в Японии. Поначалу чай из Тогане считался лучшего качества, чем тот же чай из Юдзи. Такой чай называли в Японии «хонча» (настоящий чай), в то время, как чай, произведенный во всей остальной части страны, назывался, соответственно, «хича» (не-чай). Однако к пятнадцатому веку качество чая в Юдзи было признано более высоким, чем в Тогане, и на место унизительных терминов хонча и хича пришли два других: «чай из Юдзи» и «чай не из Юдзи».
В 1211 году Эйсай издал книгу «Кисса Ёдзоки» (Как благодаря чаю быть здоровым) – первый японский трактат о чае. Прежде всего, чай в этом трактате представлялся, как напиток, улучшающий здоровье. Он начинался такими словами: «Чай – самое удивительное и действенное медицинское средство для того, чтобы поправить пошатнувшееся здоровье. В нем, как ни в каком другом напитке, заключается секрет долголетия». В предисловии также говорилось о том, что чай оказывает положительное воздействие на пять жизненно важных органов человека (традиционное воззрение на медицину в Древнем Китае). Поскольку чай горький, считал Эйсай, то он полезен для сердца, так как «сердце любит горечь». По мнению монаха с помощью чая можно было лечить усталость, расстройства пищеварительной системы, бери-бери, а также сердечно-сосудистые заболевания. В книге Эйсая объяснялось, как необходимо ухаживать за чайными кустами, и как должны выглядеть чайные листья. Там почти не упоминался чайный напиток, как средство для получения наслаждения, и основное внимание уделялось его медицинским достоинствам.
Эйсай последовательно популяризировал чай среди японских самураев. В 1214 году он вручил экземпляр «Кисса Ёдзоки» молодому сёгуну Минамото но Санэтомо, который часто страдал похмельем после того, как выпивал слишком много саке, а затем угостил его чаем. Благодаря Эйсаю и его активной просветительской деятельности дзен-буддизм стал очень популярен среди самурайского сословия. Дзен-буддистский монах Догэн Дзендзи, живший в 1200-1253 годах, опубликовал свод правил поведения в буддистских храмах на основе китайских «Правил чистоты для Чаньских монастырей», написанных в 1103 году. В своде Догэна упоминалась церемония чаепития, которой отводилось центральное место в дзен-буддистских практиках.
Известный последователь и толкователь дзен-буддизма Мусо Сосэки, живший в тринадцатом-четырнадцатом веке, пошел еще дальше. Он объявил, что «чай и дзен – одно целое».
Вскоре зеленый чай стал обязательным напитком среди образованных японцев, тесно связанным с их религией. В связи с этим производство чая стало возрастать, и он сделался доступным для более широкого круга людей, но все равно оставался привилегией высших слоев японского общества.
(продолжение следует)
Все о специях. Гвоздика. Часть II
Все о специях. Паприка. Часть первая
Все о специях. Паприка. Часть седьмая
Как выбрать помидоры и нужно ли их держать в холодильнике? Часть четвертая
Добавить комментарий