Японская чайная церемония.
Японская чайная церемония Сэн Рикю.
Сэн Рикю являлся наиболее влиятельной фигурой в истории становления и развития японской чайной церемонии. Он был чайным церемониймейстером у Оды Нобунаги (1534-1582 г.г.) — известно японского феодала, политического деятеля, за свою активную политическую позицию названного «объединителем японских земель», а также у Тоётоми Хидэёси (1537-1598 г.г.), феодала и самурая, прославившего свое имя поддержкой Нобунаги в его объединительной деятельности на благо Японии.
Сэн Рикю жил в период Сэнгоку во времена больших политических и социальных потрясений в истории Японии, когда радикально менялась вся структура японского общества. Он рос в Сакаи, где зажиточное и влиятельное сословие торговцев имело достаточно экономических и культурных рычагов, чтобы формировать в регионе собственную чайную культуру. Рикю был сыном торговца рыбой и обучался чайным премудростям у Такэно Дзёо, который, как вы, наверное, помните, был сторонником чайного стиля ваби, основывающегося лишь на японских традициях.
В упомянутый период японской истории чайная церемония играла важнейшую роль в политической и дипломатической жизни страны. Поэтому Ода Нобунага запретил проводить чайную церемонию всем, кроме его ближайших единомышленников и соратников. Аскетичный стиль «ваби ча», который отстаивал и пропагандировал Рикю в роли церемониймейстера Нобунаги, был далек от модных в то время политических «посиделок» за чашкой чая, где царила роскошь и приветствовались различные развлечения. Когда Нобунага умер, Сэн Рикю перешел на службу к Тоётоми Хидэёси, где сконструировал простейшую чайную комнату в стиле ваби, которую назвал «Тайан». Она стала любимой у его повелителя Хидэёси. В отличие от подстриженной, идеально ровной кровли в стили Мураты Дзюко, Рикю покрыл эту комнату обычной соломой. Тайан, построенную в деревенском стиле ваби, прозвали в Японии «Северным полюсом японской эстетики», и этот стиль до сих пор доминирует в японской чайной культуре.
В дополнение к сельской стилистике чайной комнаты, Сэн Рикю разработал этикет современной чайной церемонии, а вместе с ним и саму процедуру заваривания чая, а также выбор подходящей для этого случая посуды. Его авторству также принадлежит идея специального низкого входа в чайную комнату «ниджиригучи», пройти через который можно было только на четвереньках.
Несмотря на то, что Хидэёси заставил Сэн Рикю совершить сэппуку в 1591 году, наследникам последнего было дозволено следовать профессии отца. Три главных школы по обучению традиционной чайной церемонии в Японии Омотэсэнкэ, Урасэнкэ и Мусякодзисэнкэ были учреждены детьми Сэн Сотан, внука Сэн Рикю.
Чайная посуда.
Формирование новой чайной церемонии в период Сэнгоку стало причиной создания новых трендов в японской чайной утвари, в частности, посуде.
Фурута Орибэ (1544-1615 г.г.), ученик Сэн Рикю, после смерти последнего служил чайным церемониймейстером у Тоётоми Хидэёси. В чайной посуде Орибэ отдавал предпочтение зеленым и черным глазурям, а также ассиметричным формам. Так появился дизайн японской керамической посуды, названный «орибэ». В свое время Сэн Рикю также предпочитал грубые формы японской посуды для чая, традиционно производимой в Японии этническими корейцами, ровным, плавным линиям и гладким поверхностям китайской эстетики изготовления керамических изделий, в том числе, чайной посуды. Стиль, в котором японские корейцы лепили миски для риса и другую керамическую посуду, назывался «раку» — по имени корейского горшечника, который изготовил первый набор для чайной церемонии Сэн Рикю, считающийся образцовым.
Именно в период Сэнгоку стал популярным японский чай матча. Традиционно чайные листы для матча перетирали в пудру, в отличие от китайского подхода, который предполагал изготовление чайных брикетов. Чайные кусты для матча в последнюю неделю перед сбором урожая укрывали от солнца, что повышало в листьях содержание хлорофилла и уменьшало количество танинов. Это техника выращивания чая позволяла собирать листья с ярко зеленым оттенком.
(продолжение следует)
Подарок, достойный императоров, или коротко о бальзамическом уксусе
Необыкновенная и долгая история чая. Текст первый
Виды тофу, и как их использовать? Часть вторая
Некоторые соображения по поводу увеличения количества фруктов в рационе вашего питания. Часть вторая
Добавить комментарий