Чайная культура японского средневековья.
Чайные состязания.
Начиная с четырнадцатого века, позднего периода правления Камакура дзидай (время доминирования в Японии сёгуната Камакура характеризовалось повышением роли самураев в обществе), в японском обществе стали популярными так называемые чайные состязания «тоша».
В отличие от аналогичных китайских соревнований, главным объектом тоша была оценка чая, выращенного в различных регионах страны, то есть хонча и хича. Такие события были известны в Японии благодаря экстравагантности ставок, которые на них делались. Особенно славился организацией тоша Сасаки Доё. В его доме чайные состязания отличались роскошной обстановкой, обилием и разнообразием блюд, качеством и, главное, количеством саке, а также танцами. Этот стиль проведения тоша был известен, как «басара» и был причиной морального осуждения со стороны многих писателей-современников. Характерной чертой басара было также повальное увлечение всем китайским, особенно, «карамоно», то есть предметами искусства: живописью, каллиграфией и керамикой.Чайные комнаты и появление чайных заведений.
Сёгун Асикага Ёсимаса (годы жизни – 1436-1490) создал первую чайную комнату для проведения «чоан чаною» (чайная церемония). Эта комната в его загородном домике в Гинкаку-дзи, где он жил после отставки, была уставлена карамоно и предназначалась специально для чаепития. Комнаты в стиле чоан строились по подобию тех, что служили аналогичным целям у монахов, исповедующим дзен-буддизм. Их пол был полностью устелен татами (циновками из бамбука) в отличие от обычных комнат с открытыми деревянными полами, характерными для внутреннего убранства того времени, а посередине находился низкий столик, которым японцы пользовались для письма. Эти комнаты для чоан чаною, по сути, были прототипом современного японского жилища. Новый строгий стиль в убранстве чайной комнаты в дальнейшем отразился на всей, сформировавшейся несколько позже чайной церемонии.
Разработку приглушенного, холодного и аскетичного стиля японской чайной церемонии приписывают Мурата Дзюко, жившему в 1423-1502 годах. Он выступал за сочетание импортированной посуды из Китая и грубой японской керамики с целью гармонизации японских и китайских эстетических вкусов. Дзюко, тем не менее был далек от мысли о полном отказе от китайского влияния на проведение чайной церемонии. В противоположность ему Такено Дзю, живший в пятнадцатом веке и бывший одним из учеников последователя Дзюко, был полностью захвачен идеей проведения чайной церемонии, основывавшейся только на японских традициях, в стиле «ваби». Он посвятил всю свою жизнь развитию и углублению философских и эстетических основ этого стиля, как касательно самой церемонии, так и дизайна чайной комнаты для ее проведения. Разработки Такено Дзю фактически явились переходным этапом между концепцией чайной церемонии Мурата Дзюко и японской чайной церемонией Сэн Рикю.
В следующей нашей статье об истории чая мы поговорим непосредственно о знаменитой на весь мир японской чайной церемонии Сэн Рикю, появившейся в шестнадцатом веке и положившей начало именно японской традиции чаепития.
(продолжение следует)
Знакомьтесь, бальзамический уксус из Модены. Иницио
Необыкновенная и долгая история чая. Текст третий
Оливковое масло: история, виды и полезные свойства. Часть четвертая
Краткое кулинарное руководство к использованию зелени. Часть четырнадцатая
Добавить комментарий