В формировании доисторической цивилизации хлеб сыграл одну из главенствующих ролей. Из западной половины азиатского региона, где пшеницу впервые стали выращивать искусственным способом, опыт и знания по ее культивированию распространились по всей Европе и Северной Африке. Это, в свою очередь, привело к созданию городов, то есть противоположного кочевому образа жизни. Кроме того, культивирование пшеницы послужило одной из существенных причин для появления все более сложных и сложных форм организации человеческого общества. Аналогичные исторические процессы происходили в Восточной Азии, только в этом случае — с рисом, а также на американском континенте – уже с кукурузой.
Многочисленные свидетельства интенсивного производства хлеба мы встречаем в Древнем Египте: в форме художественных изображений на фресках с сюжетами сбора урожая пшеницы, а также выпечки хлеба; в виде развалин древнейших хлебопекарен с частично сохранившимися в них приспособлениями для производства хлеба; наконец, в качестве окаменелых остатков теста и непосредственно самого хлеба.
Наиболее распространенными источниками дрожжей для производства хлеба во времена античности являлись остатки теста (содержащие сахар и воду) от прошлых дней. Они-то, чаще всего, и служили в качестве закваски для последующей выпечки. Плиний Старший сообщал, что галлы и иберийцы использовали для тех же самых целей собранную с бродящего пива пену, добавляя ее в тесто. Такой хлеб «получался у них легче и светлее, чем у других народов». Во многих культурах, где в качестве алкогольного напитка использовалось вино, а не пиво, в качестве закваски в тесто добавляли пасту, приготовленную из виноградного сусла, а также муку, находящуюся в начальной стадии ферментации. В подобных же случаях тесто квасили с помощью пшеничных отрубей, замоченных в вине.
Идея изобретения печи для производства хлеба с автономной конструкцией, специальной дверцей для разжигания огня и доступа топлива предположительно принадлежит древним грекам.
Уже даже на начальных этапах становления хлебопекарного дела существовали различные виды хлебной продукции. Например, древнегреческий хлеб, в основном, изготавливали из ячменя. Солон, прогрессивный государственный деятель из Афин, законодатель и поет времен греческой демократии, живший в шестом-пятом веке до нашей эры, в целях искоренения социального неравенства в обществе заявлял, что афинские граждане должны есть пшеничный хлеб только по праздникам.
К пятому веку до нашей эры хлеб в Афинах уже можно было приобрести в магазинах, работающих при хлебопекарнях, а начиная со второго века до нашей эры, хлеб из магазинов стал доступен и в Риме, где этим ремеслом, в основном, занимались все те же греки. Когда владения Римской империи распространились на Малую Азию, и там была создана азиатская колония Рима, иностранным пекарям было позволено создать здесь свой ремесленный цех.
В книге «Деипнософист» (считается одной из старейших кулинарных книг в мире, а ее название можно перевести, как «Знаток/эксперт/философ во время обеда») греко-египетского автора Афинея (170-230 г.г. нашей эры), описывающей ряд пиров и касающейся различных сфер жизни римского общества того периода, перечисляются некоторые виды хлебобулочных изделий и сладкой выпечки, популярных в тот исторический период в Римской империи. В частности, там упоминаются пироги, выпекаемые в сковороде, хлеб с медом и оливковым маслом, маковые булочки, галеты для римских легионеров. Кроме того, в той же книге отмечается, что для выпечки хлеба использовалась различная мука, что отражалось на его качестве: «…при сравнении пшеничного и ячменного хлеба следует признать, что первый значительно превосходит своего собрата по питательности, полезности и всем известным вкусовым свойствам. В порядке «предпочтительности» хлеб следует расположить так: из просеянной очень мелкой муки высшего качества, из обычной муки и из неочищенной». Суть хлеба, как главного элемента в рационе римлян, как правило, проявлялась в названии еды, которая его сопровождала.
В период Средневековья хлеб служил людям не только, как продукт питания, но и как принадлежность для сервирования стола. Типичный средневековый стол обязательно снабжался большими ломтями черствого хлеба приблизительными размерами десять на пятнадцать сантиметров, которые служили в качестве своеобразной посуды, абсорбирующей подливу или другую жидкость от мяса и овощей. По окончанию еды такая «посуда» могла быть съедена, отдана нищим, либо же её скармливали собакам. Начиная с шестнадцатого века, хлеб в этих случаях стали заменять деревянными подставками.
(продолжение следует)
Долгий путь шафрана. Часть пятая
Все о специях. Можжевельник. Часть II
Все о специях. Куркума. Часть IV
О гостях в Вашем доме, застольном этикете и многом другом. Часть первая
Добавить комментарий